Каждый начинающий шаржист сталкивается с тем,
что на первом этапе у него возникает масса вопросов не только по
поводу того, как рисовать шаржи, но и по поводу того чем это
делать. Какие материалы надо использовать, чтобы добиться того
или иного эффекта. Обычные карандаши, к которым мы привыкли со
школы имеют довольно ограниченный функционал, они скорее
предназначены для небольших, длительных рисунков или черчения.
Более опытные шаржисты для решения своих творческих задач
используют более продвинутые материалы.

Вот например цанговый карандаш с 6
миллиметровым графитным стержнем. Стержни различаются по твердости от
2Н до 6В. Как правило художники шаржисты выбирают себе самые
мягкие, потому что они дают плотную черную линию и легко
растираются пальцем.

Стержни продаются в коробочках. Их можно
затачивать в зависимости от задачи которую вы перед собой
ставите. Заточенным стержнем можно провести тонкую линию, а
закругленным, плоским концом можно проводить широкие, жирные
линии, одновременно растирая их пальцем, для придания объема.
Ими можно рисовать шаржи на формате А3 (30х40).

Как правило подобные карандаши шаржисты
используют когда нужно делать быстрые и в то же время достаточно
четкие рисунки. Вот пример шаржа (худ. О. Белозерова), нарисованный этим карандашом.
Поскольку время ограничено, шарж рисуется всего 5-10 мин, то
карандаш превращается в руках художника в музыкальный
инструмент.

Простые карандаши лучше использовать самые
мягкие В9. Если вы собираетесь делать небольшие рисунки
альбомного формата, то они подойдут как нельзя лучше. Что же
касается заточки карандашей, то современные точилки справляются
с этой задачей на высшем уровне. Резинки можно использовать трех
типов, это клячка (серая с лева), она хорошо стирает легкие
линии. Резинка, посредине, стирает все. Формопласт тоже стирает
довольно хорошо.

Вот пример шаржа (худ. В. Белозеров), нарисованного графитным
карандашом Faber Castell В9. Размер
рисунка 20х15см.

Еще можно использовать для рисования
специальные графитные стрежни. Они толще, чем те, что
используются в цанговых карандашах. Эти стержни покрыты
специальной оболочкой, которая предназначена для того, чтобы не
пачкать графитом руки. Преимущества этих стержней в том, что ими
можно провести очень жирную линию. Это особенно удобно, когда вы
хотите усилить обводкой контур рисунка, но будьте готовы к тому,
что эти стержни довольно хрупкие и часто ломаются. Чтобы
исправить этот недостаток, я обычно обматывал стержень бумагой,
со скотчем.

Сюда же относятся различные графитные мелки,
как прямоугольные, так и цилиндрические. Они продаются различной
мягкости и диаметра. Ими можно рисовать объем очень быстро, но
надо учитывать, что эти материалы не предназначены для
фотографической прорисовки деталей. При их помощи можно создать
обобщенный образ.

Вот пример шаржа на Чака Нориса, (худ. В.
Белозеров). Шарж нарисован графитным мелком с плоскими сторонами
шириной 5-6 см. В этом шарже рисунок сделан простым карандашом
мягкости 8М, а тени и волосы плоскостью графита, что помогло
добиться быстроты и выразительности рисунка.

Большое значение имеет растирка, применяемая
для плавной растушевки графита или пастели на бумаге. Можно
использовать простые ватные палочки, но скорее для очень мелких
деталей. Для угля и пастели лучше всего взять войлок или фетр.
Чтобы было удобно им растирать, приклейте его на деревянную
бельевую прищепку. Можно конечно купить профессиональную
растирку в художественном салоне, но стоит ли тратить лишние
деньги на подобную, чаще всего бесполезную роскошь.

Лучше на эти деньги купите себе плоских
графитов и попробуйте порисовать ими, для начала куб, призму,
цилиндр и другие абстрактные предметы. Эти навыки пригодятся вам
в работе над шаржем, когда будет необходимо рисовать быстро и
эффектно.

Вот пример шаржа выполненного в данной
технике. Как вы видите, тени на лице, дающие объем, нарисованы
плоскостью графина. Волосы тоже нарисованы плоскостью графитного
мелка. К тому же поверхность в данном случае имеет довольно
приятную бархатистую фактуру.

Что же касается заточки карандашей, то лучше
купить себе хорошую точилку. При заточке карандаша ножом, лезвие
должно быть очень острое. Как правило, для заточки используется
специальные канцелярские ножи.

Лучше иметь во время работы несколько
резинок. Для легкого исправления используйте "клячку", так
называемый каучук или формопласт. Если нужно стереть жирную
линию, но лучше для этого подойдет обычная резинка.

Маркером можно рисовать очень эффектные
шаржи, которые чаще всего выполняются одной линией по заранее
сделанному наброску, который потом стирается резинкой.

Шарж маркером работы художника-шаржиста
Оксаны Белозеровой.
Маркеры существуют несколько типов и
отличаются по прозрачности. Таким образом прозрачные маркеры,
предназначенные для выделения текста. можно использовать для
прокладки теней.

Шарж на Майкла Пейлина, шаржист Оксана
Белозерова.
Главное при работе не слишком увлекаться
прозрачными тенями. Их площадь должна составлять не более 30% от
основной линии.
В. Белозеров ©
|