Сайт московских художников шаржистов         

На главную

Шаржи по фото

Портрет по фото

Шаржисты

Информация

Контакты

Цены

     

тел:   8 915 047 54 73
тел:   8 903 296 05 36

Информация

 

 


Шарж на Босса

Отличный подарок начальнику на юбилей


Шарж  на 23 февраля

Отличный подарок мужчине на праздник.


Шарж на 8 марта

Отличный подарок женщинам на праздник


Мастер-класс шаржа

Всех желающих научиться рисовать шаржи, приглашаем на наш мастер-класс


Шарж на матрешке

Отличный подарок на юбилей


Шарж на аватарку

Модернизируйте ваш аккаунт в соцсетях


Художник Силуэтист

Галерея работ художника силуэтиста


Галерея картин

Галерея пейзажей маслом


Стихи на заказ

Галерея наших работ

 
 
 

Мастер-класс шаржа

Мастер-классы

 
 

Трансформация формы головы при шаржировании

Мне часто задают вопрос. "Можно ли научить человека рисовать шарж?." На что я как правило, отвечаю "Нет. Научить кого-либо рисовать карикатуру не возможно. Но есть множество приемов, которые могут помочь желающим овладеть искусством рисования шаржей. И если желающий научиться будет отрабатывать на практике каждый из этих приемов, то результат не заставит себя долго ждать." В этой статье, я постараюсь последовательно изложить некоторые из основных приемов, которые используют в своей работе многие профессиональные карикатуристы, а так же дам некоторые рекомендации начинающим художникам шаржистам. В детстве мы играли воздушными шариками, мы надували шарик, и затем фломастером рисовали на его поверхности лицо человека Потом потихоньку выпускали из шарика воздух и любовались результатом, который получался в процессе этого. Нормальное лицо, нарисованное нами, после того как шарик надувался еще сильнее. становилось  карикатурным и смешным. После того как шарик сдувался, лицо менялось в противоположном направлении и тоже было весело, так как человечек изображенный на воздушном шарике, начинал чахнуть и хиреть просто на глазах.

Этот пример очень наглядно демонстрирует, то что происходит в процессе работы художника карикатуриста над его произведением. Шаржист просто изменяет форму головы, пытаясь сохранить при этом основные пропорции. Дело в том, что когда шарик деформируется, то и лицо, нарисованное на нем, тоже деформируется. Но и частями лица, глазами, ртом, носом ушами, тоже происходит изменение. Это один из простейших механических приемов создания шаржа.

Как я уже говорил раннее, очень важно научиться рисовать форму головы человека, не обращая внимание на детали.  Но этому очень трудно научиться. Не подготовленные художники сначала просто копируют то, что видят перед собой. Для новичка, собрать в кучу глаза, нос, рот, брови, щеки, лоб, и при этом не ошибиться и поставить уши туда. где они должны располагаться и без того очень сложная задача, которая съедает достаточно много времени.

Очень важно для начинающего художника понимание классических пропорций. Такое понимание даст мощный толчок при создании будущих произведений. И очень важно видеть, уникальные особенности каждого отдельного лица.

Пропорции лица можно выделить следующие:

1. Лицо делиться пополам примерно где-то на уровне глаз.

2. Расстояния от подбородка до основания носа, расстояние от основания носа до бровей и расстояние от бровей до основания волос на лбу - примерно равны.

3. Ширина носа примерно соответствует размеру глаза.

4. Рот находится на расстоянии 1/3 от основания носа и 2/3 от основания подбородка.

5. Длина уха равна расстоянию от бровей до основания носа.

Теперь представьте себе, что эти пропорции располагаются на бесконечном количестве форм, каждая из которых индивидуальна и неповторима. И попробуйте абстрагироваться от деталей, таких как глаза, рот, нос, брови, лоб, подбородок, заполняющих эту форму и представить себе только эту форму, такой простой, насколько это возможно. Для того чтобы это сделать есть несколько профессиональных приемов.

1. Просто прищурьте свои глаза. Это способ, который использовали в своей работе старые мастера. Это позволяет устранить детали и заставить себя видеть только форму целиком, для того, чтобы легко нарисовать ее. (Ошибкой новичка часто бывает то, что отвлекаясь на детали, он рисует целую форму неправильно. Голова, допустим круглая, а он рисует ее вытянутой или наоборот.)

2. Определите где находится "якорная линия" формы. ("Якорная линия обычно представляет из себя горизонтальную линию, которая проходит через самое широкое место формы, перпендикулярно горизонтальной оси.) Используя эту воображаемую линию очень легко видеть что из себя представляет форма в верху и что в низу. (Обычно я соединяю между собой точки в виде треугольника, что позволяет мне более отчетливо представить верхнюю и нижнюю формы.) Сначала я провожу горизонтальную ось, потом определяю "якорную линию", которая сразу дает возможность определить характер подбородка.

Именно в карикатуре подобный прием даст вам массу преимуществ, т. к. еще только приступив к рисунку вы сможете использовать  "якорную линию" как точку опоры.

3. Ассоциация

Это немного не стандартный, но довольно эффективный способ понимания особенностей индивидуальной формы. Попробуйте найти ассоциации формы головы человека, на которого вы рисуете карикатуру с формой какого-нибудь хорошо известного вам предмета. Очень хорошей иллюстрацией может служить карикатура французского художника Оноре Домье. Это карикатура на короля Людовика. Художник нарисовал его постепенно превращающимся в грушу.

Если внимательно присмотреться к этому шаржу, то явно видно, что художник использовал в его создании прием называемый "якорная линия". Определив, что форма Луи Филиппа имеет утолщение в области щек, художник расширил эти линию. И что самое интересное в этой истории, так то, что идею художнику подкинул редактор журнала, заметив сходство формы головы короля с грушей.

Иногда, рисуя шаржи на празднике, я специально прежде чем начать рисунок, рисую общую форму будущего шаржа. При этом, зрители, стоящие за спиной и комментирующие рисунок всегда безошибочно определяют на что похожа, нарисованная мной фигура. Так если голова круглая, они обычно говорят "арбуз", если квадратная, то "кирпич", если форма похожа по форме на орех арахиса, то как правило редко кто ошибается.

Любой начинающий художник может начать именно с того, что присмотревшись внимательно к натуре попробует определить форму какого предмета она напоминает. Для развития в себе ассоциативного мышления, попробуйте, едя в метро, понаблюдать за лицами других пассажиров и попытайтесь при помощи ассоциации определить с какими характерными предметами из повседневной жизни можно сравнить их лица.

Творчество художника карикатуриста по большей части лежит не в правильном копировании лица, как это делают портретисты, а развитых аналитических способностях, при помощи которых, он выявляет даже незначительные отклонения от нормы и преувеличивая их, не только не теряет сходства, но даже увеличивает его благодаря эмоциональному восприятию.

Теперь пришло время рассмотреть еще несколько приемов, с которых начинается работа карикатуриста.

1. Зрительный вес. Определить его можно либо используя линию, проходящую через глаза, и тем самым разделяющую форму головы на равные части, либо "якорную линию", о которой было сказано выше. Воспользовавшись этим механизмом вы можете определить где находится основной вес формы головы - с низу от линии, или сверху.

Как это работает? На самом деле все очень просто. Определив где находится зрительный вес, просто начинаем его увеличивать, при этом еще более уменьшая ту часть формы, где этого веса явно недостаточно.

Допустим, мы заметили, что человек, на которого мы собираемся нарисовать шарж имеет явно выраженную массивную челюсть. В этом случае наши действия будут примерно такие: увеличиваем челюсть еще больше, а верхнюю часть головы наоборот уменьшаем, как если бы тот строительный материал, который нам требуется для увеличения нижней части мы с вами брали сверху.

Есть основное правило для каждого карикатуриста, которое гласит, что все изменения формы взаимосвязаны между собой,  Заметьте, что увеличивая одну часть лица, мы тем самым невольно изменяем и другую. Там где голова перевешивает челюсть, мы увеличиваем вес верхней части, уменьшая нижнюю, и наоборот.

Вот несколько примеров из практики шаржиста, примерно демонстрирующие, как это работает.

Здесь художник-шаржист сделал упор на нижнюю часть головы, увеличив размер щек. Хотя вроде бы кажется, что нет явного перевеса в нижней части, однако приглядитесь внимательно. Улыбка как бы растягивает нижнюю часть лица. Поэтому художник продолжил движение дальше, еще больше увеличив его.

На этом шарже упор сделан на  верхнюю часть. Ну тут по моему и так все ясно. Большой череп сразу бросается в глаза. Кстати очень явно видно, что увеличивая верхнюю часть, шаржист при этом сжал лицо по средине Это было сделано потому, что бы не нарушить соотношение пропорций (если где то растягиваем, то в другом месте сжимаем).

В. Белозеров ©

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       

© Сайт создан студией ov-graphics. Копирование и использование работ с сайта в коммерческих целях запрещено.

Яндекс.Метрика Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru