Мне
кажется, что нос самая интересная часть лица, которая в первую
очередь может быть использована в карикатуре. Многие думают, что
рисование карикатуры - это в первую очередь рисование большого
носа. Это происходит потому. что нос является, по сути дела
центром лица. Он располагается вертикально по отношению
горизонтально к
глазам и рту. Нос более выпирает наружу на поверхности лица чем
глаза или рот, разве что за исключением ушей. Отчего уши тоже,
очень часто используются карикатуристами.
Я помню
когда рисовал портреты на набережной в Ялте, там был один
местный шаржист, уже достаточно пожилой дядечка, который рисовал
всем подряд на шарже большие уши. Другие художники шаржисты над
ним за это подсмеивались. Ведь он рисовал большие уши даже тем,
у кого они были маленькие. Может быть он просто так понимал
карикатуру. Смеются же люди. Ну и хорошо. Хотя конечно это не
совсем правильно. Если нос у человека маленький, то скорее всего
стоит его нарисовать еще меньше.
В
первую очередь надо всмотреться в лицо человека и сразу
определить какой у него тип носа. Схематично носы можно разбить
на три категории:
  
1. Маленький, курносый 2.
Длинный, вытянутый 3.
Большой, широкий.
Конечно
не все носы четко вписываются в эту схему. Однако, все равно эта
схема поможет любому шаржисту правильно определить характер носа
и затем правильно его шаржировать.
Давайте
сначала разберемся с анатомическим строением носа. Ведь несмотря
на бесконечное разнообразие индивидуальных форм, которые имеют
носы разных людей, сам нос обладает одинаковым анатомическим
строением, не смотря на бесконечное число комбинаций у отдельных
индивидов.
Нос
можно подразделить на следующие области:

1.
Область между бровями называется (надпереносье)
2.
Область располагающаяся между глазами называется (перемычка)
3.
Поверхность, которая тянется от надпереносья и заканчивается у
основания носа, называется поверхностью носа.
4.
Дальше идут ноздри.
5.
Область внизу между ноздрей, называется гребень.
Прежде
чем делать вывод относительно формы носа, лучше никогда не
спешить, потому что нос очень обманчивая штука. мне вспоминается
один из спектаклей, в театре "Сатирикон", где артист, уже не
помню его имени, играл роль Сирано де Бержерака. Как положено по
роли, ему прилепили довольно длинный нос. Однако сделали это без
учета строения его лица. Когда он был повернут в фас., прямо
перед зрителями, то нос его казался совершенно нормальным и
пропорциональным, но когда он поворачивался к зрителям боком, то
его наклеенный бутафорский нос становился похож на нос бабы Яги
или Буратино. Со стороны это выглядело нелепо.
Точно
так же рисуя шарж по фотографии, мы не всегда можем видеть какую
реально форму имеет нос, так же как мы не можем составить
представление о горе, видя ее изображение на карте. Чтобы иметь
полное представление, надо обязательно посмотреть на объект с
бока. Поэтому когда вы рисуете шарж с натуры, попросите человека
повернуть немного лицо, для того, чтобы лучше представить себе
точную форму носа.

Как
правило новички, берущиеся рисовать портрет не видят объем носа
совсем. Нос им представляется плоским. Поэтому очень часто они
делают грубые ошибки при рисовании.
Обычно
у художников шаржистов существует избитый шаблон рисовать шаржи
с разворотом в 3/4. Этот ракурс дает наиболее полное
представление о форме лица. Я знал даже людей которые один раз
научившись рисовать этот шаблон использовали его всю жизнь. Все
что от них требовалось - это наблюдательность и точность.
Главное было не промахнуться и нарисовать правильную форму
носа, потому, что все остальное: глаза, улыбка, были одинаковыми
у всех людей, кого бы они ни рисовали. Только благодаря
правильному изображению носа, эти шаржисты имели популярность на
улице. Хотя не имели ни малейшего представления о пропорциях,
анатомии и прочих академических штучках.
Если же
учиться рисовать шарж в реальном смысле этого слова, без помощи
каких либо шаблонов, то следует заняться серьезным изучением
формы носа и его положению в пространстве.
Обратите внимание какое значение имеет ракурс головы в
визуальном восприятии носа. Если голова запрокинута назад, то мы
видим нижнюю часть носа шире, его длина укорачивается, а
переносица и вовсе исчезает из вида. Однако если голова
наклонена вперед. то мы нос как бы становится более вытянутым, а
нижней части не видно совсем.
Начнем
с того, что основание носа, при самом простом обобщении
представляет из себя форму треугольника. Поэтому при беглом
взгляде на нос человека представим себе прежде всего
треугольник. И как мы уже говорили раньше, соединив линию глаз с
вершиной треугольника носа мы получим букву Т.

При шаржировании носа главное надо всегда помнить, что
нос увеличивается или уменьшается в зависимости от того, в каком
отношении он находится к общей форме. Если нос широкий, то
правильнее будет его расширить. Если нос маленький, как например
у ребенка, то смело делаем его еще меньше. И если нос тонкий,
вытянутый к низу, то удлиняем его еще больше.
Иногда, не опытные шаржисты
изменяя одну часть лица оставляют другую неизменной. Это может
отрицательно сказаться на сходстве. Стоит обратить на это особое
внимание при рисовании и, скажем, меняя нос менять все остальные
части лица, глаза, рот.
Главное, если вы решили
все-таки сделать центром своего шаржа нос, то остальные части
должны как бы тянуться за носом, подчиняясь либо правилу буквы
Т, либо неписаному правилу шаржа: (большое увеличиваем,
маленькое уменьшаем).
Для начало не плохо иметь под
рукой некоторые шаблоны для рисования носа.

Чтобы использовать шаблон,
важно понять к какому типу относится нос, или он с горбинкой,
кончиком вниз, или курносый, торчит вверх, лили прямой. На
рисунке даны шаблоны для разных типов носов, которые можно
видоизменять в зависимости от характера носа данного лица. Для
начала попробуйте просто по копировать эти шаблоны. Возможно в
момент, когда вы будете рисовать нос они вам пригодятся.
В.
Белозеров ©
|