Когда я еще только постигал азы рисования, мне казалось, что
глаза - это главная часть лица человека. Я считал, что
достаточно верно схватить выражение глаз и портрет уже на
половину удался. Глаза, считал я - это главный элемент, при
помощи которого достигается сходство. "Глаза - зеркало души," -
очень метко подметил кто-то из классиков. Но потом я понял, что
нужно прежде всего научиться правильно видеть и рисовать форму
предмета.
Если вы когда ни будь наблюдали как работают художники, то
наверняка замечали, что последовательность с которой они рисуют
портрет у них сильно отличается. Одни начинают рисовать начиная
с глаза, другие с носа, третьи с макушки головы. В свое время в
Академии художеств считалось правильным начинать рисунок лица с
подбородка. По этому поводу великий русский художник Илья
Ефимович Репин расстраивался, - "Знаю, что надо снизу", -
сетовал он, -"да все начинаю с глаз и ничего не могу с собой
поделать".
На первоначальном этапе мне было сложно абстрагироваться от
второстепенных частей лица. Стоило только посмотреть в глаза,
как они оттягивали на себя все мое внимание. Я сразу же
переставал видеть все остальное. Я начинал просто срисовывать
то, что находилось непосредственно в поле моего зрения.
Начиная рисунок, нужно сперва пристально всмотреться в свою
модель, пытаясь расфокусировать взгляд, чтобы такие
второстепенные части лица как глаза, рот, нос, уши не мешали
видеть целого - формы головы. Не трудно заметить, что её форма
напоминает форму яйца. Таким образом взяв яйцо за основу формы
мы можем начать свой рисунок именно с рисования яйца. Во первых
нам будет легче точно определить ракурс головы и точно найти
форму. Прежде чем приступить к рисунку нужно определить в каком
ракурсе находится голова человека. Она может быть запрокинута
назад или наклонена вперед, или находиться прямо перпендикулярно
нашему зрению

Если разрезать её вдоль и поперек, то разрез будет представлять
собой овальную линию, которая будет определять как форму головы
на рисунке, так и определять размещение носа, глаз, рта, ушей в
дальнейшем. Если представить форму головы в виде планеты, то
части лица будут лежать на своих орбитах, как будь то вращаясь
вокруг невидимой оси.
 
Наверное чтобы лучше запомнить, надо выделить три основных
положения головы в момент рисунка. Первый, когда голова
находится на уровне наших глаз, второй, года она опущена вниз и
третий когда голова запрокинута назад.

Прежде чем приступить к рисунку, нужно определить ракурс головы
натурщика. Помимо этих основных положений, голова может еще и
быть наклонена в сторону. Если не учесть этого, на
первоначальном этапе, то исправить рисунок потом будет
практически невозможно.

Что касается рисования шаржа, то среди профессиональных
шаржистов считается, что самое лучшее, рисовать лицо человека в
ракурсе. Обычно многие начинающие шаржисты просто напросто
пользуются шаблоном, заучивая положения частей лица в этом
ракурсе, и затем просто встраивают лицо человека, которого
рисуют в шаблон.
В. Белозеров
©
|