Продолжаем
серию мастер-классов рисунка. На этот раз займемся головой
одного из известных ученых - Альберта Эйнштейна. Почему он? Да,
стариков, тем более таких лохматых, рисовать одно удовольствие.
У него много характерных черт. Это и большой нос, и львиная
грива, большие, по детски наивные глаза, густые, напоминающие
мочалку усы. Фотографию я нашел в интернете.

Рисую как обычно. Начинаю с наброска. Для начала
определяю общую форму, слегка преувеличивая ее в области, где
располагаются волосы. Так что, в отличии от фотографии, где лицо
смотрится больше чем волосы, я делаю лицо наоборот меньше,
преувеличивая шевелюру.

Сразу же прорисовываю нос. На нем сделаем акцент.
Вообще, когда рисуешь стариков, то всегда приходится рисовать
большой нос. Это связано с возрастными изменениями пропорций
лица. Именно в старческом возрасте нос выглядит более массивно
по сравнению с другими частями лица.
По сути то, что получилось - это и есть основа
для будущего шаржа. В изобразительном искусстве подобный прием
называется "от общего к частному". Мы сначала находим
общую форму нашего будущего шаржа, а потом начинаем
анализировать детали.

Прорисовываем форму носа. Конечно, не копируя ее
такой, какая она есть на фото, а стараясь существующую форму как
бы вытянуть вниз и в стороны, по направлению от переносицы к
подбородку.
При этом глаза должны были бы смещаться к
переносице. Однако не спешите делать быстрые выводы. У всякого
правила есть свои исключения. В случае, если глаза большие,
вытаращенные, их лучше немного увеличить. Главное при этом не
упустить характерное выражение, которое обычно имеет
человеческий взгляд.

На следующем этапе прорабатываем рисунок более
детально. В шарже не обязательно точно следовать натуре, как это
делают художники портретисты. Отнесемся к рисунку творчески.
Попробуем создать некий образ, опираясь на имеющиеся у нас
знания о том как нужно рисовать глаза, нос, волосы.

Постараемся передать объем. Для этого определим
источник освещения. С освещением есть небольшой нюанс, который
известен многим художникам, но который они держат в глубокой
тайне от новичков. Еще начиная с Эпохи Возрождения, старые
мастера обнаружили, что есть несколько выгодных точек
освещения лица. Они то и стали рисовать портрет освещая его
определенным образом, так чтобы тени как можно лучше
подчеркивали форму лица. Чтобы получше познакомиться с этими
шаблонами, советую посетить галерею художника Шилова. Почти все
портреты, которые вы там увидите написаны при искусственном
освещении определенного направления.

Это пожалуй самые распространенные шаблоны
для освещения лица при рисовании портрета. Эти шаблоны служили
сотни лет, они служат сейчас и они будут служить еще долго
художникам. Поэтому советую заучить их и использовать в своем
творчестве. Они дадут вам фору по сравнению с теми, кто этого не
знает. Рисуете ли вы портрет или шарж, используйте шаблонное
освещения и ракурс головы. Посмотрите, потом насколько я был
прав.

Ну вот, я отсканировал рисунок, убрал лишние
помехи. Не буду повторяться, подробности этого этапа вы можете
посмотреть в мастер классе "Шарж
на Махатму Ганди".

Открываем еще один нижний слой, на котором мы
будем раскрашивать наш рисунок.

Выбираем цвет для лица и
закрашиваем им всю поверхность лица целиком, вместе с глазами,
все, кроме волос и усов.

Как вы видите, верхний слой прозрачный.
Цвет ложиться под нашим рисунком не закрашивая его. Это
происходит благодаря тому, что в палитре слоев, мы установили
флажок Multiply. Благодаря
этому нам не нужно ломать глаза делая рисунок в
Photoshop. Хватит с нас раскраски,
если учесть тот фактор, что с непривычки рисовать на планшете не
так-то легко.
А вот с раскраской все обстоит иначе.
Единственное условие, о котором нужно не забывать. Перед тем,
как начать раскрашивать что-либо, не забывайте открывать для
этого новый слой.

Это даст вам возможность использовать весь набор
инструментов программы, когда вы захотите скорректировать, цвет,
тон или какое-нибудь иное свойство закрашиваемой поверхности.
Может вы захотите, чтобы пиджак был темнее или светлее. Тогда
вам не придется выделять его.

Вот волосы я крашу уже на другом слое. А вдруг
чего? Мало ли.

А кофточку на другом слое. Ведь открыть новый
слой в палитре намного быстрее, чем выделять ту или иную область
рисунка.

Медленно, не торопясь. Выбирая в палитре более
темные или более светлые оттенки того же цвета, добиваемся более
сильного объемного изображения.

Лучше не экспериментировать с цветами. В
подобного рода работах импрессионизм нам не нужен. Попробуйте
добиться ощущения живости работы используя минимальный набор
цветов.

Как вы видите, в этом шарже я использую всего три
цвета. Вполне достаточно. Даже темно-коричневые глаза - это
всего лишь более темный оттенок телесного.

Немного приводим в порядок детали. Тут нужно быть
очень осторожными, чтобы не переборщить. Иногда чрезмерное
увлечение деталями приводит к потере выразительности целого.

Лично я прорабатываю детали настолько, насколько
они важны для общего восприятия рисунка в целом.
По завершению работы хочу дать вам один ценный
совет. Никогда не беритесь за работу не имея в голове какой либо
интересной идеи или представления по поводу изображаемого
персонажа. Я, как правило, прежде чем собираюсь нарисовать кого
либо начинаю представлять его образ в своем воображении. И
только когда я достаточно ясно вижу этот будущий образ, я
начинаю просматривать фотографии и выбирать те, которые наиболее
похожи на тот образ, который я себе представляю.
Так, что фотография только помогает мне не
потерять сходство. Я не копирую фото, а использую его как
подсказку в работе над образом.
Попробуйте повторить поэтапно, шаг за шагом все
эти стадии. Выбирайте себе персонажа, который кажется вам
наиболее близким и симпатичным. Желаю успехов в творчестве!
Валерий
Белозеров ©
|